Диагностика и коррекция
по методу Владимира Пугача

Этно-культуральные особенности дисграфии у еврейских детей

Сегодня часть народов Планеты пишет иероглифы сверху вниз, часть этносов справа налево и огромное, подавляющее большинство — слева направо. Можно предположить, что это обусловлено не только этно-культуральными, но и какими-то генетическими особенностями.

Почему два известных этноса: евреи (иудеи) и арабы пишут справа налево, а остальной мир — слева направо?

Нами в 2003-2013 годах обследовано 5326 детей в возрасте 5,5-12 лет с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью и без таковой (СДВГ) [ADHD, шифр в МКБ-10 F 90.0]. Все они имели те или иные нейропсихологические нарушения, в том числе дислексию, дисграфию.

Нами разработана методика оптовизуальной диагностики нарушений внимания [1] и методы её коррекции [2, 3, 4]. Выяснилось, что дисграфия — это строго специфичные нарушения восприятия объёмных 3D пространств. В частности, при дисграфии у детей с СДВГ (ADHD) при слежении за световым зайчиком, движущимся горизонтально, (или при чтении), в правом или левом поле зрения имеется дефект восприятия пространства в виде «окна». Внутри этого пространства имеется инверсия пространства в виде обратной перспективы [5] в виде перевёрнутого отражения в зеркале. Ребёнок видит текст и пишет букву в зеркальном отражении.

При изучении оптико-пространственного восприятия у учащихся нами [2,3,4] было обнаружено, что у детей и подростков, а также студентов-иностранцев из арабоязычных стран с затруднениями в обучении их чтению, наблюдаются стойкие и своеобразные нарушения пространственного восприятия в процессе слежения за горизонтальным движением светового зайчика. У большинства из них наблюдалось соскальзывание взгляда в начале или в конце световой строки. Тот же «феномен соскальзывания взгляда» зарегистрирован у обследуемых в процессе движение глаз по строке при чтении. Субъективно, при чтении, это воспринимается как «потеря строки», «непонимания слов, расположенных по правому или левому краю строки». Многие дети вынуждены для эффективного удержания взгляда на строке, сопровождать его движением пальца или пользоваться линейкой.

У 27,6% обследованных регистрировался «феномен соскальзывания взгляда», который заключается в том, что в процессе чтения глаз ребёнка скользит по строке, и в конце строки его взгляд соскальзывает вверх, возвращая на ту же строку. Внешне это воспринимается как потеря строки. В этот момент из оперативной памяти стирается абзац, а это: задача, правило, упражнение. Ребёнку приходится несколько раз вчитываться в текст до его полного понимания. Две потери строки на странице — стирается параграф и ребёнок не может воспроизвести только что прочитанное. Возникают серьёзные проблемы с успеваемостью в школе.

В процессе исследования была выявлена необычная закономерность. У подавляющего большинства детей, рождённых в России, Европе — при чтении регистрируется «феномен соскальзывания взгляда» в правом конце строки. Но у части обследованных [0,42%] детей феномен соскальзывания взгляда был в левом углу, в начале строки. При том, что эти дети читали «по европейски» слева направо. Это были дети от смешанных браков с арабоязычными отцами, а также иностранные студенты из арабоязычных стран, имевших проблемы с чтением [6]. У другой группы русскоязычных детей отец или мать позиционировали себя евреями [2,12%]. Причём, это прослеживается в глубину до 2-3-го поколения по материнской линии, в том числе при внебрачных связях.

Таким образом, создаётся впечатление, что семиты, «потомки Аарона» (арабы, евреи) имеют генетическую особенность, в результате которой интуитивно им было удобнее писать и читать справа налево.

Учитывая то, что в московских школах с каждым годом приходит всё больше детей-иммигрантов, такая особенность дисграфии/дислексии становится актуальной.

Библия
Библия
Тора
Тора
Танах
Танах

Рекомендации

  1. В Великобритании учебники для начальной школы печатаются крупным шрифтом 14 Ariel в два столбца. Так как соскальзывание взгляда происходит именно при чтении длинных строк, такое размещение текста облегчает его понимание. Кстати, изложение текста короткой строкой мы можем увидеть в Библии, Торе.
  2. Обучение чтению по методу Зайцева [7] имеет такую особенность. Ребёнок начинает читать по вертикальной строке, как бы обходя возможный дефект. Наши исследования показали, что методика обучения чтению по методу Н.Зайцева обладает коррекционными свойствами [8]. В Республике Беларусь методика включена в обязательную программу обучения чтению.
  3. Коррекция с помощью движений глаз. В некоторых комплексах древних китайских гимнастик цигун, у-шу, практикующий следит за широким движением ладони, движущейся по краю полей зрения. Френсин Шапиро (США) [9] в 1985 году разработала метод коррекции с помощью движений глаз (ДПДГ) и получила в 2002 году высшую награду в психологии — премию имени Зигмунда Фрейда. Мы пошли дальше и ещё эффективнее переключаем работу мозга с помощью светового луча, пропущенного через дифракционную решётку [2, 4].

Публикации

  1. Pugach V.N. et all — Children with attention deficit disorder (ADHD): Features of perception of 3D space, — Section: Children’s Integrative Medicine — The Jerusalem International Conference on Integrative Medicine (Israel). October 19-21, 2010. p. 51-52.
  2. Пугач В.Н. Способ психофизиологической коррекции дисграфии у детей с помощью ДПДГ (Eye Movement Desensitization and Reprocessing) в сочетании с дифракцией
  3. Vladimir Pugach et al. United States Patent No: US 7,309,125. B2, Dec.18, 2007 «Method and Apparatus for Detecting Abnormalities in Spatial Perception».
  4. Владимир Пугач с соавт. Патент РФ № 14(067744) от 04.05.2006 г. «Способ психофизиологической коррекции аномалий пространственного восприятия и устройство для его реализации».
  5. Раушенбах Б. В. Пристрастие. — М.: Изд-во «Аграф», 1997
  6. Пугач В.Н., Левчук Л.А., Ковалёв Ю.В., Старикова Л.В., Авдеев И.В., Баранов М.А. Изучение этно-культуральных особенностей и степени психологической адаптированности иностранных и российских студентов. //Новые информационные технологии в образовательном процессе: Тез. докл. Всеросс. научно-методич. конфер. ИжГТУ /Под ред. Родионова Б.А., Черепанова В.С., Якимовича Б.А. — Ижевск, 1997.- С. 7-8.
  7. Методики Н. Зайцева
  8. Международная научно-практическая конференция «Интеллектуально-личностное развитие детей с психофизическими особенностями посредством использования методик Н.А. Зайцева» 9-11 марта 2006. г. Минск
  9. Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз: Основные принципы, протоколы и процедуры. /Пер. с англ. А. С. Ригина. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 496 с. — (Библиотека психологии и психотерапии). ISBN 5-86375-102-9 (РФ)

Авторы:

Владимир Пýгач (Vladimir Pugach), MD, Associate Professor of Social Psychology
Валентина Кабаева (Valentina Kabaeva) Ph.D.

Читайте также:

Заполните заявку на консультацию